|
|
|
ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ?
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОУЧИНГА
Коучинг - это особая форма консультирования, которая является творческим партнерством. Это поддерживающее отношение к клиенту, ставящее основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы и добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это вид индивидуальной поддержки людей, задачей которых является профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.
Термин "coaching" был введен в бизнес-терминологию в начале девяностых годов Джоном Уитмором, английским бизнесменом и консультантом, и сейчас употребляется в кругах западного бизнеса так же часто, как "прибыль". И означает он нечто существенно большее и иное, чем простой перевод - "наставлять, тренировать, подготавливать".
Международная Федерация Коучинга определяет коучинг как прогрессирующее взаимоотношение, которое фокусируется на том, что клиент предпринимает действия направленные на реализацию своего видения, целей или желаний.
В коучинге применяется процесс расспрашивания и личных открытий для формирования осознанности и ответственности клиента, обеспечения его структурой, поддержкой и обратной связью. Процесс коучинга помогает клиентам определить и достичь профессиональных и личных целей быстрее и легче, чем это было бы возможно без него.
В целом, коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы. Если эту цель пытается достичь руководитель, меняя свои методы работы с подчиненными, то речь идет о коучинг-менеджменте. Если же цель развития человека стоит не перед его руководителем, а перед другим человеком - специалистом по коучингу, тренером или консультантом, то в данном случае речь идет о коучинг-консалтинге.
КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ КОУЧИНГА.
1. По форме работы можно выделить индивидуальный и корпоративный коучинг. На российском рынке под корпоративным коучингом понимается обычный тренинг. В западной же практике - это обучение менеджеров среднего звена определенному стилю управления, который подразумевает особую культуру отношений, передачу некоторых полномочий своим подчиненным и вовлечение в бизнес рядовых сотрудников.
2. В зависимости от сферы самореализации клиента можно выделить бизнес-коучинг и личностный коучинг.
3. В зависимости от содержания задач возможна специализация коучей по направле-ниям бизнеса или по формированию отдельных навыков (карьерный рост, лидерские качества, публичные выступления).
4. Относительно социальных групп клиентов бизнес-коучинг предполагает работу с владельцами, топ-менеджерами, менеджерами; личностный - с женщинами, родителями, подростками, пенсионерами.
Также выделяют некоторые другие виды коучинга:
• индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;
• управленческий (руководящий) коучинг, как управление сотрудниками со стороны руководства, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;
• групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;
• коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование новой группы;
• коучинг организационного развития (корпоративный) с целью упорядочить взаимо-действие, вовремя прояснить острые моменты, учитывать интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА строятся на научных достижениях в областях НЛП, эриксоновской терапии и гуманистической психологии, универсальных этических принципах и здравом смысле.
1. Принципы роста и изобилия.
Это фундаментальный принцип коучинга, в основе которого лежит видение того, что с человеком все в порядке. Коуч принимает человека и его поведение таким, какое оно есть, и вместе с тем видит, что человек не просто может, но и с неизбежностью будет расти. Под ростом понимается изменение в сторону большей эффективности.
2. Принцип коммуникации.
Смысл этого принципа состоит в том, что мы не можем не вступить в коммуникацию. Иными словами, между любыми двумя индивидуумами, находящегося в радиусе непосредственного восприятия, постоянно происходит обмен информацией или коммуникация.
3. Принцип системности.
Наше сознание, тело и внешнее окружение являются частями единой системы, развивающейся и реагирующей на основе одних и тех же голографических, кибернетических структур.
4. Принцип сфокусированности на поиске решения.
Этот принцип гласит так: для того, чтобы полностью устранить трудность, нет необходимости знать ее причину и ее функцию.
5. Принцип утилизации.
Коучинг – это исключительно прагматическая вещь. Принцип утилизации подсказывает следующее:
Принимайте и используйте реальность человека (вашего клиента).
Принимайте то, что человек выдвигает в качестве важного и ценного.
Поймите этого игрока и его модель мира.
Каждая часть системы имеет ценность.
В проблемах уже содержится их решение.
К той же категории утилизации относятся и три главных правила коуча:
Если что-то работает, не пытайтесь это исправить.
Когда поймете, что тут работает, делайте больше того, что работает.
Если что-то не работает, не делайте это. Делайте что-то другое!
Основной принцип коучинга - каждый человек способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп для движения.
КОУЧИНГ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФАЗЫ:
• предварительной диагностики;
• решения практической задачи;
• содержательного анализа результатов (промежуточных или окончательных);
• анализа и супервизии процесса;
• рекомендации по дальнейшему решению данной или последующих задач;
• рекомендации по решению аналогичных видов задач;
• рекомендации по саморазвитию представителей Заказчика.
ФОРМАТЫ КОУЧИНГА:
• Ситуационный. Как правило, это несколько сессий для решения определенной задачи.
• Проектный. Это долгосрочная работа с целью поддержки клиента (группы клиентов) в процессе достижения многокомпонентной цели. Как правило, продолжительность проектного коучинга составляет более 2- х месяцев.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОУЧИНГА:
1. Установочная.
На первой встрече проговариваются условия работы, а также определенные принципы, на которых она базируется. Встреча посвящается тому, чтобы клиент осознал важность, истинность и необходимость для него того, что он хочет получить. Обоюдная ответственность за процесс регламентируется соответствующим письменным или устным "контрактом". В процессе установочной сессии определяется и конкретизируется запрос и выбирается один из форматов коучинга. Установочная сессия платная и не является презентацией коучинга.
2. Коучинговая.
На этом этапе консультант помогает клиенту осознать реалии сегодняшней ситуации, определить ту точку, в которой он находится относительно обозначенной цели. Коучинг проходит в виде встреч "один на один". Каждая встреча длится от 60 до 90 минут. Работа строится в форме диалога, где консультант преимущественно задает "нужные" вопросы, а клиент отвечает.
Коуч в своей работе охватывает весь "треугольник": "цель", "стратегия" и "человек”.
Совместная работа проводится сначала над запросом человека - целью или проблемой. Задача на этом этапе - подвести человека к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения.
Последующим этапом является проработка стратегий - здесь важен запуск креативности в голове у клиента - увидеть много способов ее достижения. И выбрать наиболее эффективный и лучший именно для этого человека способ. Важно использовать все ресурсы, создать поддерживающие структуры для достижения цели.
Итогом проработки цели и стратегий может стать следующий план действий, который реализует человек.
В КОУЧИНГЕ МОЖНО УСЛОВНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ:
Бизнес-коучинг. Это совместная работа над достижением профессиональных и личных целей клиента в контексте его бизнеса или организации. Целью в этом случае может являться как улучшение результатов и показателей бизнеса, так и карьерной самореализации человека.
Персональный (личностный). В данном случае рассматривается достижение цели или решение проблемы в интересах человека как личности.
Корпоративный. Достижение поставленной цели или решение проблемы в интересах компании.
Часто бизнес-коучинг и корпоративный коучинг объединяют.
БИЗНЕС-КОУЧИНГ
Коучинг организаций начинается с четкого "проговаривания" цели инициатором изменений. Чаще всего инициатор - это "первое лицо" организации.
Одновременно проясняется, что именно организация хочет получить в результате достижения поставленной цели. Здесь возможна даже переформулировка цели исходя из вновь открывшихся причин для начала процесса изменений.
В конце каждой сессии, разрабатывается план действий, в том числе и план взаимодействия менеджера с подчиненными в русле проведенных изменений. На этапе внедрения изменений консультант постоянно проводит мониторинг. Отслеживает выполнение намеченных планов, исследует происходящие в организации процессы, получает обратную связь.
Работа с руководителем.
Коучинг - это форма индивидуальной работы с ключевыми лицами организаций, которая включает в себя три элемента.
1. Индивидуальное консультирование. Роль консультанта заключена в том, чтобы дать клиенту новый взгляд на себя и на бизнес. Одним из предметов работы является разбор различных реальных микроситуаций, связанных, к примеру, с обстановкой в офисе, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми.
2. Индивидуальный тренинг.
В ходе тренинга моделируются различные виды деятельности в организации. Тематика тренинга может быть различная: управление самочувствием в трудных ситуациях, тайм-менеджмент, проблемы коммуникации, ведение переговоров, делегирование полномочий и др.
3. Психотерапия.
Конечно, коучинг - ни в коем случае не психотерапевтическое консультирование. Это поиск внутренних ресурсов человека, снятие напряжений. В той мере, в какой это необходимо, коуч помогает разобраться в чувствах, переживаниях и других проявлениях внутренней жизни.
Коучинг, в качестве стиля управления, направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей компании и воплощение их в жизнь самими сотрудниками (подчинёнными). При этом руководителем решается одновременно и вторая задача - развитие сотрудников.
Коучинг обычно проводится в форме специальных встреч, однако иногда он включен и в реальную деятельность клиента: консультирование во время совещаний, переговоров, подготовки и принятия решений, работы с помощником, публичных выступлений.
|